четверг, 2 июля 2009 г.

Инвесторы в Казахстане. Пути отхода.

Роман Абрамович на пресс-конференции в Анадыре на вопрос журналиста о том, собирается ли он тянуть сюда железнодорожную ветку, ответил: «Нет, только отсюда!». Похожий «центробежный» тренд наблюдается сегодня среди инвесторов, работающих в центре Евразии. И как бы ни велико было искушение повесить всех собак на мировой финансовый кризис, такое упрощение не позволит в полной мере оценить долгосрочные последствия происходящих в стране событий.

RBS банк бывший ABN Amro, на протяжении 15 лет работающий в нашей стране, собирается уходить с казахстанского рынка. Казахстан наряду с рядом других стран помещён в список, предполагаемого сокращения присутствия банка. Никаких конкретных шагов в реализации этого намерения пока не предпринято, но вряд ли стоит ожидать пересмотра этого решения. С точки зрения глобального банка решение совершенно логичное. Во-первых, приобретение RBS банком ABN Amro в 2007 году привело к пересмотру стратегической доктрины, при этом более консервативные новые владельцы с самого начала не скрывали своего неоднозначного отношения к присутствию на развивающихся рынках. Во-вторых, в 2008 году банк был вынужден обратиться за помощью к правительству Великобритании, которое в итоге и стало его крупнейшим акционером . Понятно, что и у правительства Её Величества содержание небольшого банка в Казахстане не входило в список стратегических приоритетов. В-третьих, по итогам 2008 года банк показал около 8 млрд. фунтов убытка и вынужден был серьёзно задуматься о сокращении расходов. Итогом управленческих дискуссий стало решение о значительном или полном сокращении присутствия RBS в 36 из 54 стран.

К сожалению, для нашей страны потенциальные потери от принятия этого решения несимметрично больше той выгоды, которую получит RBS от сокращения своих операционных расходов. Это вызвано, прежде всего, ролью, которую играл ABN Amro Bank в казахстанской банковской системе. 15 лет назад ABN Amro стал первым иностранным банком, получившим лицензию на осуществление банковской деятельности в Казахстане. Это позволило упростить расчёты с иностранными корпоративными клиентами и открыло двери для последующего прихода в страну Citi и HSBC. Кроме того, ABN Amro был первым банком, начавшим предлагать услуги физическим лицам, тем самым, заложив основы последующего бурного развития розницы. И, наконец, это первый иностранный банк, открывший отделения за пределами Алматы. Освоение просторов нашей страны дотошные голландцы осуществляли строго по алфавиту, открывшись во всех областных центрах начинающихся на «А», кроме Актюбинска и Аркалыка. К сожалению, прочие иностранцы примеру ABN Amro не последовали, а значит, новых попыток продвижения иностранных банков в регионы уже не будет. Думаю, можно без преувеличения сказать, что с уходом этого банка мы теряем самого активного иностранного участника казахстанской банковской системы, пропагандировавшего её достижения за рубежом, способствовавшего привлечению в страну передовых банковских продуктов и игравшего большую образовательную роль в становлении самой системы. рынках.

Вторая потенциальная угроза заключается в самом процессе продажи. Список желающих покупать банки в Казахстане за последние два года значительно сократился. Собственно, кроме политически мотивированных российских банков, интереса к нашему рынку никто не проявлял. В этой ситуации процесс продажи банка либо затянется на длительный срок, либо сделка будет осуществлена по цене, отражающей желание продавца поскорей избавиться от актива. И тот и другой вариант привлекательности нашим банкам не добавляет, и в совокупности с усилиями Самрука по дискредитации банковского сектора только усилит негатив уже сформировавшегося у инвесторов имиджа. Конечно, нет такого катаклизма, который нельзя было бы пережить, и вместо одних инвесторов появятся другие, более рисковые или менее требовательные. Что беспокоит в этой ситуации – это позиция государства, которое, потратив столько усилий на привлечение в страну иностранных инвесторов, сейчас не предпринимает никаких шагов, для того, чтобы их в стране удержать. В итоге процесс замещения инвестиций медленно, но неизбежно ведёт к росту российского и китайского присутствия в экономике. Ломается многовекторность внешней политики, остаётся меньше возможностей для геополитических манёвров, теряется вес на международной арене. Похоже, конференцию с иностранными инвесторами надо проводит не в Лондоне, а в Алматы, и не горизонты роста обсуждать, а глубину падения.

4 комментария:

  1. Обидно. Все-таки банковская система Казахстана всегда маяком была на который все остальные в б. СССР равнялись. Теперь будут все говорить, вот они ваши реформы. Далеко идущие политические выводы делать. Хотя вроде эти реформы вполне последовательными были. Как-то все это осмыслить надо. Пример в мировой истории уникальный, фактически. Ведь это не просто реформы были ради реформ - все же реально работало. И неплохо даже.

    ОтветитьУдалить
  2. Добросовестный плательщик2 июля 2009 г. в 21:10

    Очень жаль.

    ОтветитьУдалить
  3. а каково отношение Carlyle Group и самого Давида Рубинштейна, который приезжал в КЗ с месяц назад, к продаже/покупке RBSa? вроде проходила инфа, что Carlyle сюда в КЗ и зайдет как раз с такой покупки? а если нет, то зачем CEO сюда приезжал?
    k-pax

    ОтветитьУдалить
  4. Да, западные инвесторы уходят, так как их места уже "забронированы" и оплачены местными и не очень местными теневыми инвесторами деньгами, которые "плохо пахнут". Наивность высших чиновников РК "дающих таможне добро", что эти деньги будут работать в интересах государства (даже в понимании этих чиновников) просто поразительна.

    Наблюдатель

    ОтветитьУдалить