вторник, 14 июля 2009 г.

Навстречу 73-й годовщине 37-го года!

Поток казахстанских финансовых новостей остаётся крайне неоднородным. То за неделю ни одного пресс-релиза, то за день сразу три. Сегодня межведомственная следственная группа завершила расследование части эпизодов преступной деятельности по хищению средств АО «БТА Банк» и АО «Темир банк». К уголовной ответственности привлечены 12 обвиняемых из числа руководителей, членов кредитного комитета АО «БТА Банк» и АО «Темир банк». Из указанных лиц шестеро находятся под стражей. Одновременно материалы в отношении Аблязова, Жаримбетова и двенадцати других непоименованных обвиняемых выделены в отдельное производство. Официальный язык правоохранительных органов, как автомат Калашникова, прост по конструкции и крайне эффективен по убойным характеристикам. Овладеть им может любой, для этого достаточно в обычный текст через каждые два-три слова вставлять в произвольном порядке слова «преступный», «сговор», «умышленный», «незаконно», «корыстный», «умысел», «ранее судимый» и т.д. Можете попробовать на любом самом невинном тексте и ужаснуться результату.

В нашем конкретном случае, такой незатейливый трюк, похоже, проделали с должностными инструкциями. Со страниц обвинительного заключения встаёт мрачная картина организации, созданной с единственной целью неоднократного хищения собственных средств. Масштаб преступной деятельности заставил бы самого обладателя монограммы в виде буквы «М», составленной из скрещенных сабель, десять раз перевернуться на дне Рейхенбахского водопада. Главное коварство преступного замысла заключалось в том, что все должностные лица банка сознательно участвовали в нём путём добросовестного исполнения своих служебных обязанностей. По логике прокуратуры весь банк усилиями организаторов преступной группы был превращён в преступную организацию, о чём все ключевые сотрудники были немедленно извещены. Эффективность преступной организации зависела от эффективной работы каждого из сотрудников, поэтому основным требованием было быстрое подписание документов по линии своего кураторства. В качестве вознаграждения за соучастие сотрудники получали зарплату, и с точки зрения прокуратуры второстепенных позиций в организации не было. Тут как у кока на авианосце – профессия мирная, а за боевые вылеты отвечать придётся.

Смеяться над абсурдностью такого подхода язык не поворачивается, как не вызывают смеха обвинения прошлого века в шпионаже сразу на три иностранные разведки. Потому, что именно по таким «смешным» обвинениям людей пытали и расстреливали без суда в застенках НКВД. Потому, что по этим самым обвинениям шестеро наших коллег, которых «главари ОПГ» не смогли «склонить к отъезду, запугав возможностью уголовного преследования», уже арестованы. Потому, что эти же обвинения прокуратура может предъявить любому из сотрудников банка, а значит, люди вынуждены жить и работать в атмосфере страха и неопределённости.

Мне не дают покоя простые вопросы. Почему ни Самрук, ни правительство не пресекли на корню деятельность преступного конгломерата ещё в феврале, а закачали в него дополнительно 4 млрд. народных средств? И нет ли двойного подтекста в заявлениях нового руководства о том, что «банк будет продолжать работать в прежнем режиме»? И кому, и почём продадут списанный с баланса банка портфель кредитов, стоимостью в 9 млрд. долларов? И кто станет новым собственником этих проектов? И почему «главари ОПГ» не применили отработанные «схемы хищений» в отношении банков в Украине и России, ведь терять им после разоблачения уже нечего? Обвинительное заключение на эти вопросы ответа не даёт, а Самруку с правительством не к лицу с обвиняемыми общаться.

Судя по пресс-релизу, закрывать расследование прокуратура не собирается, дела «невозвращенцев» выделены в отдельное производство и в них в любой момент могут открыться новые факты и появиться новые фигуранты. Да и решение суда, как показывает практика, не даёт гарантии прекращения преследования. Не успела страна порадоваться за Жомарта, как выяснилось, что он обратился не к тому судье. Поскольку АФН подчиняется непосредственно президенту, то и оспаривать его решения надо не по месту нахождения организации, а по месту её крышевания. Удачи тебе, брат!

1 комментарий:

  1. В деятельности наших правохранительных органов просматривается и более отдаленная историческая аналогия. Так в Поднебесной был период, когда людей которые "умничали", т.е. умели читать и писать рукописи, лишали всего нажитого, рукописи публично сжигали, а их самих отправляли строить до конца жизни Великую Стену. Завораживающий для Ак Орды пример.

    Наблюдатель

    ОтветитьУдалить