среда, 19 августа 2009 г.

Страх убивает разум.

Теперь, когда прокуратура официально предъявила обвинения и первые двенадцать из длинного списка обвиняемых по делу БТА банка ожидают суда, настало время поговорить о том, какие встречные обвинения я мог бы предъявить людям, развязавшим эту авантюру. Если отбросить прокурорские эпитеты о преступном сговоре, претензии в адрес меня и моих бывших коллег заключаются в том, что мы вкладывали привлечённые нами же деньги в высокодоходные проекты за пределами Казахстана, в результате чего чиновникам после захвата банка досталось меньше того, на что они рассчитывали. На фоне публикуемых цифр мои личные потери могут показаться совершенно незначительными. Меня лишили работы, дома, репутации и, в какой-то мере будущего, поскольку независимо от последующего развития событий фигурирование в списках Интерпола, карьеру финансиста никак не красит. Тем не менее, мои основные претензии к чиновникам отнюдь не имущественного характера.

Главная моя претензия заключается в том, что с их подачи в стране целенаправленно нагнетается позабытая со времён Советского Союза атмосфера страха и беззащитности человека перед системой. Страх – одна из самых ядовитых эмоций. Он легко и исподволь пропитывает все уровни нашей жизни и становится её новой нормой. Незаметно для себя мы начинаем рассказывать анекдоты только на бытовые темы, заискивающе улыбаться ГАИ-шнику, и к власть имущим одноклассникам обращаться только по имени-отчеству, и оппозиционные газеты обходить стороной.

Для страха нет надёжного противоядия. Он разрушает логику, искривляет мораль, разъедает сознание человека, лишая его человеческих черт. Мне не в чем упрекнуть своих друзей и знакомых, но с момента моего отъезда их круг резко сократился, а те, что остались, большей частью избегают переписки и разговаривают по телефону короткими напряжёнными фразами. Я сам прошёл через это и потому понимаю их, как никто другой. Они боятся не за себя, а за близких, за тех людей, за которых они в ответе. Нам кажется, что такой страх… благороднее, что ли? На самом деле нет. Он просто больше оправдывает в наших собственных глазах.

Страх удивительно живуч, он как плесень может годами дремать в сухих спорах, чтобы снова ожить и начать расползаться при благоприятном стечении обстоятельств. Почти три поколения отделяют нас от ужасов 37-го года, но при первых признаках усиливающегося государственного беспредела мы с удивлением открываем в себе навыки, о существовании которых раньше и не подозревали. Мы ведём разговоры, только на природе (лучше у речки), и батарейку из телефона вынимаем, и музыку включаем, и говорим иносказательно, и ключевые имена пишем на черновике, и бумаги только в шредер. И, не смотря на это, всё равно боимся, потому что дедовская фраза «Везде уши!» с развитием техники приобрела поистине буквальный смысл.

Страх закрывает человеку дорогу к счастью. Он отравляет радость ожиданием неминуемой расплаты. Он тянет нас вниз, коверкая причинно-следственные связи, заставляя стучать по дереву и сплёвывать через левое плечо. В какой-то момент нам начинает казаться, что как только мы по рассеянности перестанем бояться, с нами тут же случится что-то страшное. От этой мысли всего полшага до убеждения, что пока мы боимся, ничего страшного с нами случиться не может.

Страх, как государственная политика, аморален вдвойне. Он разлагает общество на десятилетия. За годы, прошедшие после развала Союза, уже и Интернет появился, и по миру поездили, и советское прошлое привыкли вспоминать только на 9 мая, а вот началась борьба с коррупцией, и полезли из сырых щелей скользкие чешуйчатые призраки. Сначала появляются внешне безобидные «мне дела нет» и «моя хата с краю», но следом за ними уже напирают уродливые твари доносов и предательства. Авторы японской системы менеджмента «кайдзен» выяснили, что для того, чтобы победить страх подчинённого перед начальником компании нужно как минимум десять лет. Чтобы победить страх перед системой нужно несколько поколений.

Я понимаю, почему нагнетание страха началось именно сейчас, когда в стране всё относительно благополучно. Стареющий президент, которого даже за глаза теперь называют не Папой, а Дедушкой, заставляет подросшее поколение чиновников задумываться о том, что же будет после того, как он окончательно отойдёт от власти. Подойти к этому событию неподготовленным значит обречь себя на верную политическую смерть. Одиночки начинают примыкать к группам, а группы воевать между собой за сферы влияния. И в этой борьбе неоспоримое преимущество у тех, кто уже стоит у властных рычагов. Они сделали ставку на страх, не осознавая всех губительных последствий такого подхода.

Дело в том, что страхом невозможно управлять. Спущенный с цепи он как радиация поражает в равной степени и жертв, на которых был направлен, и тех, кто его выпустил. Им тоже страшно. Страшно премьеру потерять своё кресло. Невесёлая статистика его предшественников (Кажегельдина, Балгимбаева, Ахметова) не оставляет ему надежд на продолжение политической карьеры. А откровенная неспособность правительства управлять кризисной ситуацией делает премьера лёгкой мишенью даже для его доброжелателей. Беззаветная преданность президенту и раньше никому не служила надёжной опорой, а теперь в условиях тотальных репрессий и слабеющего влияния отца-основателя может запросто стать отягощающим фактором. Кроме того, наезды премьера на прочие властные группировки гарантируют ему тёплую встречу на выходе из Дома правительства. Я думаю, лучшим вариантом для Карима в случае потери власти может стать жизнь вдали от родины. Это страшно и не может не занимать мысли премьера.

Страшно и Келимбетову, который пошёл ва-банк, сделав ставку на тандем премьера с Кулибаевым. Резерв его непотопляемости уже исчерпан, а авторство в захвате банков и растрате половины Нацфонда может потянуть на что-то более серьёзное, чем общественное порицание. Я думаю, страшно и профессиональным финансистам, не успевшим вовремя спрыгнуть с разгоняющегося поезда и теперь вынужденным нестись в нём к неминуемой развязке. Как у любых профессионалов, их опыт всегда будет востребован на рынке, вопрос только в том, насколько им удастся отмежеваться от обвинений в соучастии.

Мне очень хотелось бы в завершении статьи опубликовать универсальное средство от страха, но, к сожалению, его не существует, также как не существует универсального рецепта счастья. Страх у каждого из нас свой, и преодолеть его мы можем только в схватке один-на-один. Очень хорошо об этом написано у Коэльо в Дневнике Мага. Из всех найденных в интернете цитат мне больше всего понравилась вот эта: «Страх как самогипноз проявляется в том, что человек сам внушает себе некий предел, до которого он может собой распоряжаться, а после которого - нет. Всё, что находится за этим пределом, человек по собственной воле отдаёт на откуп чудовищу, способному пожрать его в великих муках». Мы не можем полностью уничтожить страх, но в наших силах раздвинуть эти пределы, которые существуют в нашей собственной голове. Чем дальше мы их отодвинем, тем больше места в нашей жизни будет для нас самих и для тех, кто нам дорог.

И закончить мне хочется цитатой Френка Герберта из «Дюны»: «Страх убивает разум… Я смотрю в лицо моему страху, я дам ему овладеть мною и пройти сквозь меня, я обернусь и посмотрю на тропу моего страха. Там, где прошел страх, не останется ничего лишнего. Там где прошел страх останусь только я».

11 комментариев:

  1. Привет Рома. Не переживай. Я думаю все, кто тебя хорошо знает в тебя верят и поддерживает. Привет семье и родителям. Бакытнур.

    ОтветитьУдалить
  2. Неравнодушная
    Во-первых, хочу сказать, что этот страх, о котором Вы, Роман, пишите вредит ещё и семьям, так как менее стойкие пары разводятся, страдают и дети и родители преследуемых,
    Во-вторых, вред такого страха очевиден ещё и с позиции Пирамиды Маслоу - затронута одна из основных ипостасей - потребность в безопасности.
    В-третьих,история знает немало примеров о разрушительной силе массового страха.

    ОтветитьУдалить
  3. Роман, снимаю шляпу!

    ОтветитьУдалить
  4. Страх рождает незнание. Курьезная попытка президента заставить силой чиновников читать умные книги тихо сошла на нет, не оставив следа в нетронутых цивилизацией головах служителей Ак-Орды. "Парк тюркского периода" - констатировал один из журналистов. Сегодня наиболее распространенными средствами "приобщения" к сокровищам мировой культуры в среде РК-чиновников являются порносайты и компьютерные игры для детей младшего и среднего возраста. Наблюдают, что принятию более или менее серьезных решений во властных и многих бизнес структурах предшествует тайные визиты к провидцам и прорицателям, коих расплодилось немеренное количество. В узком кругу нынешняя "элита" относит менеджмент к проискам тайных сообществ, части "мирового заговора". Не имея "ясной головы" и адекватных кормчих, РК все быстрее движется по пути, предсказанным бывшим Госсеком США Збигневым Бзежинским в начале перестройки: "У Казахстана нет будущего, его разорвут русский медведь и китайский тигр".

    Наблюдатель

    ОтветитьУдалить
  5. Роман,
    Вам конечно хорошо изображать из себя политического узника, "узника совести", сидя в Лондоне. Я понимаю, что сидеть в тюрьме не хочется. Но об этом надо было думать, когда пачками выдавались кредиты в СНГ. Я знаком с бизнесом дочек БТА в России и Украине, и суммы на одного клиента там были просто астрономические. Российкие банки говорили, что тех клиентов, которым отказывали крупные российские банки, с удовольствием кредитовал БТА. Причем БТА Казахстан был кредитором, а не местные дочки-партнеры.
    Так что не надо пыль в глаза общественности пускать - вы и прочие "корпоративные специалисты" напрямую виноваты в развале БТА. А take-over (или по-вашему, "захват")государством и непрофессиональные действия чиновников - это уже следствие, и никак не первопричина.
    И вопрос Вам:
    - в чем причина огромного количества невозвратных кредитов в России и Украине? Особенно они начали рости после ухода менеджмента. Вот почему-то у ККБ и Халыка и прочих они не растут такими темпами.
    - отчего не были прозрачно оформлены права собственности на дочек, почему доля БТА Казахстан никогда не превышала 49%?
    - и таких вопросов у профессиональных финансистов много.

    О себе: я не сотрудник БТА, или другого банка, не инвестор (к счатью) или депозитор. К государственным органам не имею отношения. Но мне противно, что такие какик руководители, как Вы (и руководители Альянса) уронили доверие к Казахстану до уровня плинтуса, именно тогда, когда оно больше всего.
    Страна и банковская система оправится, но Абляязову и Вам от звания crooks или "кидал" не отмыться никогда. И решение казахского суда совсем тут не при чем.
    Удачи вам в новом амплуа заграничного "борца с режимом"!

    ОтветитьУдалить
  6. To crooks and liars
    Мошенникам и лгунам

    Добрый день! Неоспоримое преимущество блога в том, что можно публиковать только приятные отзывы. Ваш комментарий я решил опубликовать, потому что в нём удачно и достаточно корректно собраны все претензии в мой адрес, которые неуклюже и в грубой форме пытаются время от времени присылать другие анонимщики. Я не пытаюсь изобразить из себя "узника совести" или "заграничного борца с режимом". Если вам моя позиция так видится, извините, за ваше восприятие я отвечать не могу. То, что в Лондоне лучше, чем в тюрьме тоже понятно, а вот насколько лучше было бы, если бы государство не тратило казённые деньги на отобранные банки теперь можно только гадать. Если бы непрофессионализм чиновников был следствием, а не причиной, то после отказа от выплаты долгов и ампутации "проблемного" портфеля банк резко пошёл бы в гору, а он продолжает падать. О росте проблемных кредитов мы знаем только со слов менеджмента, который "показал или скорее не показал" аудиторам кредитные досье. Не знаю, как вы, а я им не верю. Процесс выкупа контрольных долей в дочерних банках начался ещё в 2008, несмотря на сопротивление АФН. Закончить не успели. Я сожалею, что мы вместе с руководителями Альянса задели ваши чувства, ну так блог - он же не реклама по телевизору! Не нравится - не читай! Удачи и вам в вашем нелёгком труде!

    ОтветитьУдалить
  7. Круглы у радости глаза и велики у страха,
    и пять морщинок на челе от празднеств и обид...
    Но вышел тихий дирижер, но заиграли Баха,
    и все затихло, улеглось и обрело свой вид.

    Б. Окуджава

    ОтветитьУдалить
  8. Я Вас очень уважаю, не сожалея не очем, но вот только денег не хватает, уехала бы жить в Лондон и также с высока смотрела бы на своих земляков. как они тут погибают. лично я устала бояться каждого шороха и переживать когда муж задерживается с работы

    ОтветитьУдалить
  9. то, насколько похоже происходящее в стране на события тридцатых годов, не может не пугать. разве что "черный ворон" за "виноватыми" по ночам не приезжает.
    банк развалили у меня на глазах, из самого процветающего он превратился в самый бедным (судя по аудиторским отчетам) и самым далеко обходимым перепуганными клиентам.
    и на прокурорских допросах "посчастливилось" побывать, и долгое время терзаться страхом из-за активных слухов о том, что сотрудников банка за пределы Казахстана не выпускают согласно какому-то черному списку... самое ужасающее в этой ситуации - осознание того, что ты бессилен против системы. что может милиция (полиция?), суд, если все решения у нас давно принимаются только на высоких уровнях и всегда безапелляционно?..
    сейчас издалека наблюдаю за беспределом, происходящим с ОФ "Алем Арт". наглость и беспредел на грани абсурда. уже не страшно. просто обидно за то, что такое может происходить с твоей страной, и никто в отдельности ничего не может сделать - гражданского общества у нас не было и нет, равно как и демократии в истинном смысле этого слова.
    Роман Владимирович, оставайтесь таким же неравнодушным и непримиримым! а настоящие финансисты всегда будут в цене!

    ОтветитьУдалить
  10. Всем доброго дня!
    Спасибо за поддержку и за размышления! Мне меньше всего хотелось бы смотреть, как погибают земляки, а тем более смотреть на это свысока. Я не собираюсь оставаться за границей и вернусь при первой возможности. Тот факт, что у меня есть возможность жить в Лондоне и вести блог, вовсе не означает, что у меня нет своих нерешённых проблем и непобеждённых страхов.

    До национализации задумывался не дефолт банка, а реструктуризация долгов. Думаю, не обошлось без Кулибаева, но утверждать наверняка не могу.

    ОтветитьУдалить
  11. Спасибо за статьи. А семья всех уже достала.

    ОтветитьУдалить