пятница, 19 июня 2009 г.

Тучи на горизонте

Второй день казахстанского инвестиционного форума был менее официозным, а потому более смысловым. У выступающих в панельных дискуссиях было больше возможности обсудить свои взгляды на перспективы в Казахстане, а у нас соответственно послушать.
Вторая половина дня была поделена на нефтяную и банковскую секции. Причём ни та, ни другая посещаемостью похвастаться не могли. Из 15-20 человек на банковской секции большую часть составляли студенты и представители академических кругов. Зал не баловал президиум вопросами, поэтому основные дискуссии развернулись между самими выступающими. Будучи людьми прагматичными, инвесторы предпочитают не разбираться кто прав, кто не прав в борьбе правительства с частными банками. Им важно знать, какую часть из вложенных денег удастся вернуть, а на этот вопрос правительство как раз ответить и не готово.

Если суммировать высказывания докладчиков, отсеяв шелуху славословий и приличествующего событию оптимизма, картина получается следующая. За прошедшие с момента захода правительства в банки четыре месяца Казахстан оказался отброшенным как минимум на пять лет назад. Банковская система после банкротств Альянса и БТА (политкорректное название этих событий «решение вопросов с реструктуризацией») сократится больше, чем на треть и продолжит сокращаться до тех пор, пока не стабилизируется пассивная часть баланса. Учитывая, что на приток дополнительного свежего капитала со стороны инвесторов или со стороны государства рассчитывать не приходится, а долговые рынки в среднесрочной перспективе будут закрыты, единственной надеждой стабилизировать пассивы будут депозиты. А они как раз в реальном выражении продолжают снижаться.

Государство, не имея возможности, влить в экономику дополнительные собственные средства, само превращается в заёмщика. Поскольку международные рынки заимствования для Казахстана закрыты в той же степени, как и для казахстанских банков, государство обращается к проверенным кредиторам – международным банкам развития, и к странам, у которых денег много. Первые пообещали занять 3,5 млрд. долл. на строительство казахстанской части дороги Китай – Западная Европа. Китай выделил 10 млрд., хотя какие условия привязаны к этой сумме пока не ясно. Очевиден интерес со стороны России. Что-то по дружбе построят арабские страны, а там, глядишь, и кризис кончится. Всё, на первый взгляд логично, и дай бог, чтобы так всё и получилось. Остаётся лишь вопрос, а можно было бы сделать всё также, только без национализации банков? Может быть, для страны дешевле бы получилось?

4 комментария:

  1. Наверное можно, но не умеют. Проще взять и поделить. А там видно будет. Этому они обучены. Если бы наши чиновники делали бы всё, о чём говорят, куда больше пользы было бы.

    ОтветитьУдалить
  2. Нефтянная игла РК, особенно после реанимации цен - начинается очередной 10 летний цикл подъема, все острее и острее. Снова призывы к инвесторам вкладывать, снова обещания им "манны небесной", лишь одна проблема у инвесторов - получить свои деньги обратно.

    Нет только вопроса на самый главный вопрос - сколько нефти/доз надо в РК? 100 млн. тонн? За ним сразу следует другой - кому надо? Уж точно не народу...

    Наблюдатель

    ОтветитьУдалить
  3. Вопрос, скорее, в мотивированности - они действовали с точки зрения своих интересов, а не страны. И в этом случае не вижу последовательности и качества решения. Одно дело - говорить, другое - что-то реально сделать. Эти два качества у них не связаны.

    ОтветитьУдалить
  4. Нарымбаев Ермек3 июля 2009 г. в 10:38

    Господин Солодченко, хотя Вы и представляете банковский сектор экономики казахстана, однако позвольте высказать точку зрения о том, что у нас при Назарбаеве традиционно экономика имело неоправданный "банковский" крен.

    Государство не занималось промышленной политикой, всерьез. Тем более в масштабах и ростом как при Сталине.

    Государство никогда и не ставило цель перед страной по достижению 100%-ной переработки всего тсырья внутри страны и его экспорт только в виде современной конечной продукции на основе западных технологий и миноритарных инвесторов и топ-менеджеров.

    ОтветитьУдалить