суббота, 10 октября 2009 г.

Моим читателям

По мере расширения круга моих читателей задаваемые вопросы требуют всё более и более развёрнутых ответов, которые не укладываются в ограниченные рамки комментариев. Одним из последних был вопрос по отказу аппеляционного суда и раскрытию информации об активах. В очередной раз пресс-служба БТА пытается выдать ординарный процедурный момент, за триумф справедливости и победу над мировым злом. Английская судебная система на взгляд казахстанца может показаться запутанной и излишне традиционной для постоянно меняющихся реалий современного мира. Для примера скажу, что первый в истории страны Верховный Суд был сформирован всего лишь месяц назад, до этого окончательные решения по судебным делам выносила верхняя палата английского парламента. Тем не менее, чем больше эту систему узнаёшь, тем больше уважения вызывает её логичность и, я бы сказал, незыблемость. До того, как начнётся собственно слушание, поданный иск проходит через несколько предварительных стадий, призванных обеспечить соблюдение прав всех задействованных в процессе сторон. Одной из таких стадий в нашем случае является раскрытие информации об активах. Формат этого раскрытия и оспаривался юристами в отдельном аппеляционном суде, на который ссылается пресс-релиз банка. Само же слушание состоится позже.

Вообще, пытаться интерпретировать те или иные действия английского суда в рамках привычных для нашего сознания казахстанских понятий, всё-равно, что переводить английский текст, пользуясь казахским толковым словарём – буквы похожие, а понятия разные. Я уже писал на блоге, что не знаю за собой поступков, за которые не готов был бы нести полную ответственность. В том, что за объективным рассмотрением дела, так же, как и за качественным медицинским обслуживанием, образованием или отдыхом, нашим гражданам от рабочего до президента приходится обращаться в другую юрисдикцию, я вижу беду нашей страны. Проблему, с которой можно и нужно бороться, но которую можно решить только в контексте двух противоречивых систем государственного управления.

Часто встречаются среди комментариев призывы к покаянию и признанию собственных ошибок. Я никоим образом не пытаюсь выставить себя святошей, у меня были свои ошибки, у новой команды свои. У этих ошибок разные масштабы и разные последствия. Мои обязательства на момент захода правительства были перед акционерами банка, утвердившими меня в позиции председателя и перед регулятором, который согласно принятым в конце 2008 года поправкам мог привлечь меня к уголовной ответственности. В случае признания моей вины акционеры могли меня уволить, а регулятор посадить на срок до трёх лет. С чем я не могу согласиться, это с тем, что решение о национализации и все последовавшие за ним события были вынужденным и единственно возможным вариантом действий правительства. Я не верю в то, что миллиардные суммы, направляемые Самруком на поддержку БТА, вызваны заботой о банке или всей финансовой системе. Я считаю, что действия новой команды напротив наносят ущерб и клиентам банка и стране. Соответственно и отвечать мы должны каждый за свои грехи. Пока новая команда признаков раскаяния не показывает, и до тех пор, пока против меня возбуждаются новые уголовные и гражданские иски посыпать главу пеплом на страницах блога я воздержусь.

Некоторые читатели обвиняют меня в излишнем пессимизме, пренебрежении положительными изменениями, происходящими в банке. Безусловно, положительным с точки зрения сотрудников и депозиторов является сам факт существования банка, но, радуясь за своих бывших коллег, я не могу не задаваться вопросом, какой ценой это достигается. Тех денег, которые Самрук уже выделил на поддержку БТА, при разумном подходе хватило бы на то, чтобы приобрести контрольный пакет российского Сбербанка, а вместо этого мы имеем на сегодня ситуацию, в разы хуже, февральской. Чтобы проверить, не упустил ли я какого-то положительного повода, я сверился с сайтом банка. Первый два месяца бренд-офис, работая по инерции, продолжал публиковать по 15-20 новостей в месяц, большая часть которых была положительной. С мая месяца ситуация кардинально поменялась, то ли позитив кончился, то ли у новых управленцев до брэнд-офиса руки дошли. Новостной поток сократился до 5-10 сообщений, из которых позитивными были два-три в основном связанные с расширением услуг интернет-банкинга. Такая же удручающая пропорция наблюдалась и на сайте ЦТ, до тех пор, пока модераторы не обложили санкциями круг обсуждаемых вопросов. Обращаюсь к читателям. Дайте знать, чему радоваться, порадуемся вместе.

Подозревать меня в обиде на банк или в злорадстве по поводу грядущего банкротства, наверное, могут только люди, со мной не знакомые. Я считал, и считаю, что оно неизбежно, и чем дольше правительство затягивает принятие этого решения, тем дороже оно обходится и казне, и стране. На мою персональную ситуацию банкротство банка никакого влияния не оказывает, и поводов радоваться ему я не вижу. Что касается круга причастных к национализации банка лиц, я знаю, что непосредственные решения принимались Масимовым и Келимбетовым, а исполнялись уже и управленческой командой, и главами Нацбанка и АФН. Я допускаю, что президент непосредственно не участвовал в обсуждении деталей захвата, но уверен, что сам захват не мог быть осуществлён без его ведома.

Я не вижу смысла советовать новой команде в части того, что и как, на мой взгляд, следовало бы сделать. Можно долго советовать лисе в курятнике, как себя вести, но, если ваши интересы заключаются в сохранении куриного поголовья, то лучшим советом было бы ей туда не попадать. Пока руководство банка вместе с правительством мечется между невозможностью дальнейшей поддержки банка и нежеланием банкротить его своими руками ситуация объективно продолжит ухудшаться. Что будет потом, потом и увидим, а пока я продолжу восполнять информационные пробелы в официальных банковских пресс-релизах в интересах конструктивно настроенной части моей читательской аудитории, для тех, кому дороги оптимистичные прогнозы рекомендую сайт старейшей в республике ежедневной общественно-политической газеты www.kazpravda.kz.

12 комментариев:

  1. Роман,приветствую ваше првило отвечать на все коменты,не смотря на озлобленность и провокационность некоторых из них.Прошу придерживаться этого правила и стиля ответов и в дальнейшем.
    В чем ценность вашего блога для всех людей,так или иначе связанных с БТА?В том,что в период информационного,умышленно устраиваемого голода,мне лично очень интересно послушать компетентного,хорошо знающего вопрос изнутри человека.
    А топы БТА встали в непонятную(а может и понятную)позицию замалчивания всего,все новости приходят только не от них,тянут до последнего в желании урвать еще что-то от банка.И самое интересное то,что никаких вразумительных комментариев,никакого оппонирования,одна вода.
    Интересно,куда после БТА пойдут работать Сайденов и Дунаев?Они думают что президент у нас вечный и работа распиловщикам найдется всегда...

    ОтветитьУдалить
  2. здраствуйте было ло ли предложение со стороны власти о возвращении?или етот вопрос решает ваше бывшее руководствоюююне хотит ли вы написать книгу,как нпример "путь к себе" или "силуетжизни", "кресный тесть"???

    ОтветитьУдалить
  3. Роман, вы снова возвращаетесь к своей позиции, что если бы не Гос-во, то с БТА было бы всё в порядке. Не моги бы вы в этой связи опубликовать информацию о состоянии и потокам через корреспондентские счета БТА в Национальном Банке, начиная с осени 2008 года? Я уверен, что в январе ситуация в БТА была критической. Другое дело, что возможно ситуация в других банках была также плохой и эти банки выкрутились за счёт более дружественной поддержки Гос-ва.

    ОтветитьУдалить
  4. Добрый день! Спасибо за комментарии! Куда пойдут работать Дунаев с Сайденовым я не знаю, искренне надеюсь что куда-то пойдут. Из них вполне могут сделать таких же козлов отпущения, только за растрату государственных средств. Политического веса у них никакого нет, а премьеру с Келимбетовым надо будет кого-то вместо себя подставить. Я думаю, они и сами прекрасно понимают эту угрозу, только деваться им некуда. Побывав в этой шкуре я очень хорошо представляю, что они сейчас должны чувствовать.

    С властью я никаких переговоров не веду, тесть у меня к счастью не "крёстный", а найти путь к самому себе может быть самая главная задача в жизни любого человека. Писать об этом я пока не собираюсь, это мой путь и другим от него может быть не много проку. А дальше, поживём - увидим.

    Судя по просьбе, Вы искренне верите, в то что я сижу на кипе банковских архивов, вывезенных пресловутыми грузовиками. Это не так. От своей позиции я и не отходил, только звучит она следующим образом. Если бы государство, в равной степени выполняло договорённости по отношению ко всем банкам, и у БТА и у государства дела сейчас были бы значительно лучше. Кстати, верно и обратное, если бы такая же атака была предпринята на Халык, он бы тоже сейчас реструктуризировался. Но, как я уже говорил, я не люблю сослагательного наклонения.

    ОтветитьУдалить
  5. Роман,в своем примере с халыком вы не правы.
    Наши банки по разному вели себя:агрессивно-БТА,Альянс,ККБ,и более сдержанно,консервативно-Халык,Центр,АТФ.
    Сейчас видно кто вел более разумную политику,чьи ТОПы более похожи на банкиров.Ведь банкир-это не финансовый аферист(типа Сороса).Да и Аблязова...

    ОтветитьУдалить
  6. Уважаемый Роман, ведь была же надежда, что к началу осени противостояние найдет примирительное решение.
    А теперь похоже дело движется к точке невозврата? Сужу по тому, что некоторые лица перестали выезжать на ключевые саммиты.
    В данный момент возможно примирение между сторонами или уже нет?

    ОтветитьУдалить
  7. spasibo za otvety...
    postoyanniy chitatel'

    ОтветитьУдалить
  8. Добрый день!
    Надежды на примирение не было уже в марте, когда завели уголовные дела. На переговоры о мире с кистенём не ходят.

    Я могу ошибаться в части Халыка, проверять лучше не надо. Что касается Сороса, то ему лейбл финансового афериста не мешает, ни в жизни, ни в работе. Да и Аблязову тоже...

    ОтветитьУдалить
  9. Являюсь постоянным читателем вашей страницы.
    Вот уже с 90-х годов имею депозиты в БТА еще были такие депозиты как "Золотая Осень". Я не не очень сильна в экономике и финансах и поэтому такой метод приумножения моих накоплений был очень удобен и выгоден. Вот уже почти 10 лет я живу за границей, но до сих пор имею депозиты в этом банке и почти каждый год езжу в отпуск в Казахстан, снимаю проценты, на которые могу не плохо провести отпуск, да и так. После февральских событий, все статьи о банке немного щекочут нервы. Все таки хотелось бы сохранить свои кровные. Чтобы вы посоветовали сделать с этими депозитами? А они мультивалютные. И таких интересных и удобных депозитов, как в этом банке, я не могу найти ни в одном из банков Казахстана и России. Так что спасибо Вам и вашей бывшей команде управления банком.

    ОтветитьУдалить
  10. Добрый день! Спасибо на добром слове, если уж нигде-нигде таких удобных и интересных депозитов найти не можете, то надо держать до конца, каким бы он ни был. Лучше, конечно, в пределах гарантированной государством суммы.

    ОтветитьУдалить
  11. "..Не моги бы вы в этой связи опубликовать информацию о состоянии и потокам через корреспондентские счета БТА в Национальном Банке, начиная с осени 2008 года? Я уверен, что в январе ситуация в БТА была критической..."
    И не мудрено, если учесть, что еще в декабре близким к гос.органам компаниям была дана команда выводить свои активы из БТА. В январе как раз и получили желаемый результат

    ОтветитьУдалить
  12. "Возвращение" Риффата Ризоева и Элеоноры Серго
    как говорится, КНБ делает бывшим сотрудникам Аблязова "предложение, от которого невозможно отказаться" - либо ты член ОПГ Аблязова и вместо него садишься лет на 10-15, либо ты активно его "изобличаешь" и уходишь от срока по "деятельному раскаянию". Итог - у них просто нет выбора.
    Они что, в ДОЛЯХ были с Аблязовым-Солодченко-Жеримбетовым? РАВНЫМИ им?
    Кто с ними станет делиться с мелкими клерками которые исполняли указания тройки???
    им жить не на что в этих украинах и россиях, а семью из КЗ вытащить НЕРЕАЛЬНО, значит еще и заложники остались.
    В этой ситуации выхода не вижу иного, чем закрыв глаза все подписывать...
    а вы как бы поступили?

    ОтветитьУдалить